Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Календарь
Архив новостей
|
Педагог - психологХрамова Ольга Алексеевна Консультация «Что делает психолог в детском саду?»Что делает психолог в детском саду? Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы. Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста. Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т. п.) Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе. Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение. Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. Задачи • Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования; • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации; • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации; • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса: 1. Оказание психологической помощи детям : • Психологическая диагностика • Коррекционно – развивающая работа • Психологическое сопровождение ребенка 2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей : • Консультирование по проблемам развития • Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей 3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников: • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития; • Психологическое просвещение • Взаимодействие с другими специалистами 4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам ___ Что же делает психолог в ДОУ? Возрастная группа Что делает психолог? II - ая группа раннего возраста (2 - 3 года) • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка • ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой • игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения • консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода Младшая группа (3 - 4 года) • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка. • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком Средняя группа (4 - 5 лет) • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей. • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики. • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК Старшая группа (5 - 6 лет) • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей. • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5 - 6 лет) • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка. • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики. • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком • коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка) Подготовительная группа (6 - 7 лет) • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты). • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики. • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком • развивающие занятия с детьми по подготовке к школе • итоговая диагностика готовности к школе детей Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6 - 7 лет) • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка. • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики. • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком • коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 - 4 ребенка) • итоговая диагностика готовности к школе детей Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях: Психологическая диагностика Коррекционно– развивающая работа Психологическое просвещение и профилактика Консультирование Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т. д.). Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям: • Познавательная сфера • Регуляторно - волевая сфера • Эмоционально – личностная сфера • Коммуникативная сфера Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах: • психологическое обследование детей 3 – 4 лет ( сладшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей. • психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей. В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме). В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУи школьных картах детей. Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении Психолог в ДОУ Коррекционно-развивающая работа Психологическое просвещение и профилактика Консультирование Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется : • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей; • на основании результатов психологической диагностики; • на основании рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности. В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции). Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования. Основные методы коррекционно – развивающих воздействий: • Игровая терапия • Арт-терапия • Куклотерапия • Песочная терапия • Психогимнастика • Элементы нейропсихологической коррекции • Релаксационные упражнения • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности • Упражнения для развития познавательных процессов Психологическое просвещение и профилактика Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности. Психологическое просвещение осуществляется следующим образом: • стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т. д. • памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики • беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями • сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей. • выступления на родительских собраниях Консультативная деятельность психолога ДОУ Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами: • по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения, • по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, • по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния • активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой. |